Требования рынка диктуют новые подходы к управлению производством, в том числе и в части транспортного обеспечения. В настоящее время во многие крупные компании и холдинги, промышленные предприятия пришли современные менеджеры, которые умеют считать деньги. Возникают вопросы по оптимизации затрат вообще и по автотранспорту в частности.
Предыдущая публикация, касающаяся организации работы и экономики транспортных подразделений компаний вызвала большой резонанс. Я получаю больное количество писем на электронную почту с вопросами, касающимися моментов проведения реструктуризации АТП, снижения расходов на его содержания, методах повышения эффективности транспортного предприятия. К сожалению, я не в состоянии ответить каждому персонально поэтому, ответы на основные вопросы постараюсь дать в этой статье.
Проблемы поведения реструктуризации
Попытки провести реструктуризацию своими силами, в том числе персоналом транспортных подразделений, очень часто заканчиваются неудачно, даже при выводе этих структур в самостоятельные компании. Причин много: стереотипы мышления, отсутствие необходимой квалификации и опыта, местные личные интересы .
Как показывает моя текущая практика , на рынке практически отсутствуют специалисты , которые бы занимались оптимизацией работы автотранспорта, управлением этими структурами ( Fleet Management) и в перспективе — транспортным аутсорсингом. Проведенные моей командой специалистов маркетинговые исследования в этой области свидетельствуют о том, что услуга аутсорсинга - комплексного транспортного обслуживания промышленного и грузового транспорта востребована на рынке, особенно сейчас, когда отмечается стабильная тенденция к укрупнению транспортных компаний, ухода с рынка многих мелких перевозчиков ,что вынуждает многие производственные, торговые и дистрибутерские компании обратить свой взор в сторону приведения в порядок или создания с 0 собственных автопарков. Особенно это заметно на предприятиях занимающихся производством и распределением сельскохозяйственной продукции и продукции животноводства. В силу указанных выше причин услуга - комплексного транспортного обслуживания промышленного и грузового транспорта ,как и услуга по управлению этими парками пребывает в дефиците и имеет большие перспективы в будущем.
Учитывая многочисленные вопросы, поступающие в мой адрес, хочу коротко рассказать
на какие основные моменты необходимо обратить внимание, перед тем , как принять решение о реструктуризации.
Для оценки текущего состояния транспортного подразделения компании необходимо провести тщательный анализ его деятельности. Анализ проводится последующим направлениям:
Консалтинг
Анализируемые факторы:
Расположение предприятия, подъездные пути удаленность от основного производства количество и площади объектов;
Схемы территорий АТП. коммуникации, организация охраны и пропускного режима; поэтажный план зданий и сооружений;
Режим работы предприятия и способ доставки персонала к месту работы;
Наличие оргтехники, программного обеспечения, связь, Интернет;
Организационная структура АТП, его место в структуре головного предприятия, схемы подчиненности и управления;
Штатное расписание, ФОТ надбавки, премии;
Аттестация должностных лиц;
Перечень социальных льгот и коллективный договор с сотрудниками предприятия.
Отчет об исполнении бюджета расходов;
Стоимость имущества находящегося на балансе, амортизационные отчисления;
Сведения о фактическом и планируемом объеме работ АТП;
Анализ себестоимости перевозок;
Расчетные показатели, характеризующие техническое состояние транспортных средств;
Организация стоянок и хранения а/м;
Перечень подвижного состава, в т.ч. планируемого к замене;
Анализ фактических маршрутов движения;
Общий и средний пробег техники за период;
Учет расхода ГСМ, нормы расхода;
Организация ТО и ремонта, количество, планирование;
Организация МТС и складских запасов;
Организации учета и работы с госорганами;
Обеспечение спецодеждой, бытовые условия;
На основании анализа полученных данных делаются следующие выводы:
- Насколько эффективна организационная структура предприятия, система управления. Каковы пути их улучшения.
- Соответствует ли автопарк решаемым компанией задачам. Каковы способы оптимизации состава автопарка.
- На каком уровне находится материально-техническое снабжение, складское хозяйство, закупки. Необходима ли реорганизация этих подразделений,
- Применяются ли на предприятии логистические методы. Каков уровень эксплуатации и программного обеспечения,
- Как организованы техническое обслуживание, технический осмотр и ремонт. Существует ли ориентация на специализацию. Как оптимизированы затраты в связи с обновлением подвижного состава.
- Уровень подготовки персонала. Обучение, повышение квалификации, мотивация.
- Как организована система контроля и отчетности. Имеются ли единые стандарты.
- Имеются ли структуры и процессы, непрофильные основным задачам бизнеса.
Методы повышения эффективности транспорта предприятия
Методы повышения эффективности работы автотранспорта складываются из отработки и решения следующих основных вопросов:
-Коренное изменение штатно-организационной структуры, приведение ее в соответствие с выполняемыми задачами, сокращение персонала до оптимального, обучение и переквалификация;
- Детальная разработка и организация логистики, создание диспетчерского центра , внедрение стандартов документооборота, установка программного обеспечения;
- Организация ТО и ремонта только для выполнения конкретных задач, исключение функций ремзаводов и специализированных предприятий.
-Регламентация и стандартизация всех проводимых работ. Основное направление — снижение затрат на ТО и ремонт за счет своевременного обновления подвижного состава;
организация службы МТС на основе регулярных поставок запчастей» практически полное снижение складских запасов. Исключая расходные материалы;
- Мотивация персонал за счет введения системы оплаты по результатам работы, бонусов, премий высокий уровень социальной защищенности;
- строгий контроль и отчетность по всем видам деятельности, прозрачность работы, возможность долгосрочного планирования.
В заключении предлагаю сравнить результаты одного из завершенных мною консалтинговых проектов - затраты транспортного цеха промышленного предприятия до момента реструктуризации транспортного подразделения и после нее.