РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ IT РЕШЕНИЙ

Перед тем, как приступить к разработке или выбору программного продукта, необходимо определить какие именно задачи необходимо решить или автоматизировать с помощью программного обеспечения и насколько эффективно они могут быть решены с помощью этого инструмента. Перед тем, как предложить тот или иной программный продукт, очень важно получить возможность обсудить все нюансы непосредственно с руководителем компании, т.е. с лицом, которое является заказчиком работы и которое будет эту работу принимать и оплачивать.Почему я на этом делаю акцент? Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда я прихожу в компанию со своим предложением или даже с решением какой-то проблемы по их запросу, а мне предлагают общение с определенным контактным лицом, назначенным руководством. Очень часть это  главный бухгалтер, начальник отдела продаж, финансовый директор или любой другой сотрудник. Что при этом происходит? Сотрудник не видит проблему комплексно, он выслушал начальство, понял какие-то аспекты и пересказывает мне то, что сам сумел понять.  Кстати такая ситуация очень часто повторяется и в других направлениях консалтигнга. Нередко при этом возникает эффект «испорченного телефона». Аналогично, с искажениями он пересказывает и мои идеи своему руководителю. Понятно, что результат при этом также будет искажаться, а ожидания руководителя могут не совпадать с реальностью. Не стоит допускать такую ситуацию. Поэтому, мне как бизнес-консультанту очень важно вести даже предварительный диалог с руководителем компании, чтобы однозначно понимать задачу и убедить руководителя компании в необходимости внедрения именно того программного продукта, который в большей стпенеи будет соотвествовать его ожиданиям и наиболее полному решению требуемых задач.
Почему выбор и презентация IT-решения, в данном случае, должен быть предоставлен бизнес-консультанту ? 
Как я упоминал выше, чаще всего сотрудничество бизнес-консультанта с малым и средним бизнесом по разработке и внедрению IT решения начинается с выбора наиболее подходящего программного продукта. Причин здесь несколько.
    Во-первых, самому руководителю компании, чтобы найти причину проблем, с которыми столкнулся конкретный бизнес, нужен соответствующий инструмент. Без сбора определенной статистики, без аналитики выявить «слабое звено» очень сложно. При этом инструменты, которые используются компанией для текущего анализа работы, в большинстве случаев оказываются недостаточно эффективными.
   Во-вторых, для того, чтобы самостоятельно приступить к выбору того или иного IT решения , руководителю самому необходимо понять, как работает конкретный программный продукт и какие он имеет возможности, вникнуть во все нюансы. Самый простой и удобный и эффективный метод – это обратиться к консультанту, который уже имеет опыт подобной  работы,  для выбора  более эффективной программы.
  В третьих, такая конкретная задача обычно понятна человеку, имеющему  практический опыт внедрения и навыки решения различных задач с помощью современого программного обеспечения. Новое программное обеспечение поможет оптимизировать работу, повысить производительность, а также получить дополнительные данные, необходимые для лучшего понимания проблемных этапов рабочего процесса только в том случае если консультанту удалось получить максимум информации о компании, изучить все этапы работы предприятия, и, наконец, выбрать наиболее подходящий для решения задачи программный продукт.  В силу постояной текущей занятости руководителя компании и ее профильных специалистов, как показывает практика, оценка текущих потребностей и задач, требующих решения, проводится не достаточно эффективно и как следсвие происходит выбор и внедрение не того IT решения , которое действительно в полной мере будет отвечать потребностям  компании, а красиво и убедительно презентованного программного продукта вендорами, которые очень часто преследуют сиюминутную коммерческую выгоду. 


Ко мне очень часто обращаются компании , работающие в различных отраслях с просьбой оказать помощь в подборе и внедерении програмных решений в области логистики, управления складом, CRM и ERP систем, управления транспортом. К слову будет сказано, это моя основная специализация в области IT решений. Также я веду проекты в области внедерения различных систем телекоммуникаций и связи на базе IP телефонии. При презентации  IT продуктов для решения конкретных проблем заказчика я не стремлюсь "загрузить мозг"  показом топовых примеров, поскольку отлично понимю, что Вам важно показать решение поставленной задачи, а не особенности интерфейса и красоту диаграмм. На консультациях я стараюсь объяснить как именно этот программный продукт поможет решить проблему клиента, какие преимущества он принесет. 
В отличии от вендоров, я продаю не программу, а решение конкретной проблемы клиента. И всегда исхожу из этого.

СКОЛЬКО СТОЯТ МОИ УСЛУГИ ?

«Сколько это будет стоить», «какова цена ваших услуг» — вопросы, которые я слышу еще не приступив конструктивному диалогу. Хотелось бы отметить, я продаю не программный продукт, а свои услуги бизнес-консультанта. Потому говорить следует не только  о программе, но и о возможном последующем сотрудничестве. До того, как у меня появится инструмент для «точной диагностики», я не  смогу назвать цену. Просто потому, что любые предварительные расчеты могут оказаться ошибочными. Завышать стоимость заранее – не входит в мои правила. Пытаться посчитать сумму на основе тех данных, которые уже у меня есть по предварительному анализу компании клиента – скорей всего, обмануть себя. Ведь если я озвучиваю определенную стоимость работы, менять ее в процессе будет сложно, не говоря уже о том, что такое поведение снижает  доверие клиента. А без доверия работа бизнес-консультанта в малом и среднем бизнесе невозможна.
Потому я выбрал следующее решение. Во-первых, я обязательно говорю о том, что выбор программного обеспечения и подготовка к переходу на него (допустим перенос остатков) – это только один из шагов к решению  проблемы. Также я поясняю, что на данном этапе не имею достаточно данных и не могу даже примерно оценить, какая работа потребуется, и сколько она будет стоить. При этом я всегда акцентирую внимание клиента на том, что мои услуги всегда имеют определенные сроки. Таким образом, уже в момент предложения услуг я обозначаю тот факт, что через какое-то время обязательно будет финал сотрудничества. Это может быть полгода, может быть – 1,5 года. Но финал обязательно будет.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Я попытался обрисовать прежде всего, правильный подход к задачам, вытекающим из разработки и внедрения IT решений на базе программного продукта, который выбирает заказчик. Но в работе бизнес-консультанта для малого и среднего бизнеса, четкие этапы выделить очень сложно. И даже презентация конкретного IT решения оказывается, в первую очередь, презентацией самого себя, как бизнес-консультанта, демонстрацией моего умения принимать верные решения, моих знаний о компетенций, гибкости, других качеств. При этом очень часто я обсуждаю с заказчиком не только и даже не столько программный продукт, сколько этапы работы по выявлению и решению проблемы в бизнесе. Хочу обратить особое внимание на то, что Вы должны помнить, что либо у вас со мной  возникнут доверительные отношения, как у пациента с врачем, когда я буду соглашаться с вашими предложениями в тех вопросах, ради решения которых вы меня пригласили, либо из такого сотрудничества не выйдет ничего хорошего.