11  Июня 2019 г

Дайджест "БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАТН"   №  8

Бытует мнение , что организовать транспортно–экспедиторский бизнес, который ошибочно часто называют логистическим и ,соответственно, компанию логистической, довольно таки просто и не составляет особого труда. Ну, казалось бы действительно, что тут сложного, зарегистрировал юридическое лицо с названием каких миллионы, купил компьютер, стол, стул, новую симку для мобильного, стащил клиентскую базу в компании где раньше трудился , сделал в каком-нибудь простеньком бесплатном конструкторе лендинг-страницу в интернете, написав контент, как две капли воды похожий на контент аналогичной компании, посадил девочку или мальчика на телефон для прозвона – все бизнес готов, можно начинать зарабатывать деньги. И таких экспедиторов ( они же логисты) по России великое множество . Только «живут» они не более 1- 3 лет. Возникает вопрос, а надо ли тратить время , силы и деньги что бы « поиграть» в бизнес? Так ли уж все просто и почему 90% таких компаний не переходят 3 летний рубеж. Каковы причины столь быстрого фиаско? Ответы вы найдете в этой статье .


Как известно, любой бизнес начинается с идеи.

Идея оказания посреднических услуг в сфере грузоперевозок стара как мир и многие предприниматели «штампуют», как под копирку бизнес в этой области. Уже в самом таком подходе кроется начало конца.

Практика показывает, что копирование и адаптация такого бизнеса под задачи конкретных клиентов, заимствование нововведений и стратегий у аналогичных более крупных компаний-конкурентов, не создает новому бизнесу никаких конкурентных преимуществ. Использовать такой подход, все равно, что бежать вслед за уходящим поездом.

Оторваться от серой массы рынка, взять высокий старт и вывести свой бизнес в лидеры, позволяет превосходство над ней, основанное на нововведениях и изменениях, начинающихся на стадии разработки продукта/ услуги и завершающихся его/ее маркетингом и продажей. Этого, в основной своей массе, «молодые» предприниматели делать не умеют, а многие даже не задумываются над этим, надеясь на русский «авос» , личные связи и магическое- «продажник со своей клиентской базой».

Потребность в новых идеях, знаниях и открытиях – однозначно указывает руководителям таких компаний- satrup (ов) на необходимость привлекать недостающие компетенции со стороны. Но обратиться за помощью к профессиональным консультантам не позволяет:- « мы слишком гордые ведь у нас свой бизнес», одержимая уверены в том ,что «мы лучше других», нас не постигнет участь большинства аналогичных бизнесов, а возможно просто много денег ,что позволяет учиться на собственных ошибках.

Что же делать если идея бизнеса в области транспортной экспедиции стара как мир ?

Решая вопрос, где взять бизнес идею, не стоит придумывать то, что уже многими людьми придумано до вас. Целесообразно вникнуть в проблемы бизнеса для которого вы собираетесь оказывать услуги и, сделать поправки с учетом своих личных возможностей, они же возможности вашего бизнеса, подобрать оптимальный вариант оказания услуги для себя(вашей компании) и вашего потенциального клиента . В мире бизнеса полно транспортных и прочих, связанных с доставкой грузов проблем, которые нуждаются в решении, – исходя из этого предложите свой продукт или услугу. Присмотритесь внимательно, чего особенно не хватает тому или иному бизнесу: вероятнее всего, аналогичная проблема имеется у многих других компаний, с такими же потребностями и сферой деятельности. Это очень вероятная ситуация: если вам нужно то, что вы купили бы сами, то скорее всего другие люди также захотят это купить. Это – плодородная почва, где можно найти бизнес идею. Ну а если у вас на это нет времени или желания – обратитесь за помощью к профессионалам. Тема «Методологии поиска и генерации бизнес-идей» выходит за рамки данной статьи и предлагается мной в виде бизнес-семинаров.

Однако необходимо помнить, что генерация деловых идей– это не только сбор информации и поиск вариантов, но и бизнес-планирование, ориентированное на конкретные действия и имеющиеся исходные возможности предпринимателя.

Оказать помощь в этом направлении , помочь выяснить, какой же вид бизнеса (оказываемых услуг) предпочтителен для ваших личностных и финансово-организационных способностей, вам также могут профессиональные консультанты.


Визуальное построение концепции бизнеса

Следующий шаг на пути к созданию успешного транспортно-экспедиторского бизнеса, да и не только его, это визуальное представление концепции бизнеса, состоящее из взаимосвязанных элементов т.е. создание бизнес-модели. К сожалению, многие предприниматели не подозревают о существовании такого инструмента и не умеют им пользоваться. А между тем это в значительной степени позволяет сократить риск неудачи как на фазе «startup», так и на фазе «развитие» .

Теме построения бизнес моделей их формам и назначению посвящена отдельная статья, а также бизнес-тренинг.

Разработка стратегии

Дальнейшим шагом на пути создания успешной экспедиторской компании является разработка стратегии развития вашего бизнеса. Стратегия, один из немаловажных управленческих инструментов бизнеса, который определяет основные направления развития вашей компании на определенный период времени. Стратегия, как правило, разрабатывается с горизонтами планирования 1 год, 3 года и 5 лет. В общем понимании стратегия компании включает в себя развитие четырех основных направлений: персонал, совершенствование внутренних бизнес-процессов, развитие клиентского сервиса, достижение финансовых целей.

Позволю себе небольшое отступление. В начале статьи я упоминал, что транспортно-экспедиторская компания и логистическая не одно и тоже. Так вот одним из отличий этих бизнесов является полная противоположность их стратегий. В частности если стратегия транспортно-экспедиторской компании направлена на увеличение добавочно стоимости услуги, то стратегия логистической компании на сокращение логистических издержек клиента.

Руководители, которые пренебрегают данным этапом создания бизнеса, рискуют получить компанию – однодневку. Поскольку ,прежде чем начинать что-то делать, необходимо четко определить цели и задачи – какой результат и за какой период времени вы хотите получить. Как говорил герой американского фильма Форрест Гамп, «если Вы не знаете, куда Вы идете, Вы никогда не попадете туда».

Разработка организационное структуры

Следующий этап на пути создания стабильного и процветающего бизнеса – разработка организационной структуры будущей ТЭК . Должен заметить, что данные этап является одним из основных поскольку от него зависит насколько легким будет старт вашего бизнеса, насколько он будет устойчив и жизнеспособен в быстро меняющейся вокруг него экономической, политической и рыночной ситуации. В транспортно-экспедиторском бизнесе его основной движущей силой и активом являются сотрудники компании. Структура – это зеркальное отражение тех служебных взаимоотношений, которые должны быть выстроены в коллективе компании, чтобы в дальнейшем максимально избежать конфликтных ситуаций, из-за которых часто «лихорадит» бизнес. Структуру необходимо разрабатывать в соответствии со стратегией развития компании и с аналогичными ей горизонтами.

Правильное представление структуры компании и ее подразделений и должностей, оказывает непосредственное влияние на организацию комплекса бизнес-процессов компании, от качества которых зависит насколько качественным и удобным будет продукт компании , его себестоимость –в данном случает транспортно-экспедиторская услуга или комплекс услуг.

Грамотно выстроенная организационная структура – это залог упорядоченной и системной работы компании, всех ее подразделений.

Бизнес-процессы

От того насколько будущий руководитель, инициатор бизнеса, способен грамотно и полно разработать и описать следующий этап создания своего бизнеса зависит судьба всего его дальнейшего существования и развития. Я имею в виду бизнес-процессы. К моему великому сожалению, в своей практике я не встречал ни одного "стартапера" кто вот так по взрослому подходил к созданию транспортно-экспедиторского бизнеса.

Вы никогда не задумывались над тем почему компании стартовавшие в одно и тоже время, работающие на одном и том же рынке, практически с равными возможностями и ,возможно, обслуживающие одних и тех же клиентов развиваются по-разному ? Одни резко набирают обороты и через 3-5 лет становятся основными игроками рынка, а другие исчезают бесследно через 1- 3 года? И дело здесь далеко не только в стартовом капитале. Согласитесь, собирать изделие по чертежам проще и быстрее чем каждый раз выдумывать схему сборки из головы.

Полагаю дальнейшие комментарии излишними.

Позволю себе лишь назвать основной бизнес-процесс, от качества управления которым зависит успех транспортно-экспедиторского бизнеса, выполняя который, компания зарабатывает. Этот процесс - суть деятельности компании, без него не может быть бизнеса. Процесс, в котором участвует внешний клиент (покупатель). В ходе данного процесса происходит удовлетворение потребности, заявленной клиентом и, в рамках процесса, клиент производит полную оплату за приобретенную услугу. Данный бизнес-процесс обязательно должен быть формализован и внедрен на начальном этапе.



Кроме основного бизнес-процесса существуют и вспомогательные. Вспомогательные бизнес-процессы - процессы, необходимые для обеспечения нормальной и стабильной работы основного бизнес-процесса компании. Вспомогательные процессы не только помогают бизнесу зарабатывать, но и способствуют наведению порядка в делах и отношениях, экономят ресурс руководителя на поиск решений типовых задач, которых в транспортно-экспедиторском бизнесе достаточно много ежедневно.

Наиболее важные вспомогательные процессы присутствуют в следующих зонах :

Процессы маркетинга

Процессы продаж

Процессы сопровождения клиента

Процессы работы с сотрудниками (HR)

Процессы учета (бухгалтерского, налогового, управленческого)

Процессы организации перевозки

Процессы работы с подрядчиками

Процессы организации документооборота

Процессы IT-сопровождения

Административно-хозяйственные процессы.

Очередной этап создания транспортно-экспедиторского бизнеса - подбор и обучение персонала под организационную структуру.

Кстати сказать, процедура отбора отлично описывается языком бизнес-процессов. Процесс состоит из четко определенных этапов, каждый со своими входами и выходами.

После того как все предыдущие этапы завершены наступает самый ответственный момент-запуск и настройка работы подразделений компании под бизнес-процессы - старт бизнеса. На данном этапе особое внимание необходимо уделять работе с методикой должностного функционала.

В основе методологии «должностного функционала» лежит известный метод управленческой пирамиды: «Цель – задачи – действия». В контексте данного абзаца необходимо было-бы рассказать о принципах разработки и внедрения системы мотивации сотрудников траспортно-экспедиторских компаний. Но из-за большого объема материала я решил вынести этот вопрос в отдельную статью.

Документооборот

Несколько слов о таком немаловажном виде деятельности транспортно-экспедиторской компании как организация системы документооборота. Для того чтобы документооборот не создавал проблем ни для компании ни для ее клиентов он должен быть максимально формализован, а по возможности и автоматизирован. Под формализацией системы документооборота понимается совокупность мероприятий по оптимизации документооборота, разработке единых стандартов к формам документов , описанию их маршрутов, регламентации движения документов и последующему внедрению полученных результатов как в самой транспортно-экспедиторской компании, так и на стороне ее клиентов в части договорных отношений.

Используемые мною методики при формализации системы документооборота в транспортно-экспедиторской компании позволяют структурировать внешний и внутренний документопоток, оптимизировать внешний вид используемых документов, разграничить ответственность и полномочия лиц, участвующих в подготовке, утверждении и исполнении документов, создать основу для внедрения автоматизированной системы документооборота.

Внедрение системы формализованного документооборота позволяет:

-контролировать информационные потоки компании, исключить потерю документов и важной информации;

-оптимизировать количество циркулирующих утренних документов транспортно-экспедиторской компании , объем содержащейся в них информации;

-повысить качество и скорость работы как с внутренними документами компании , так и документами клиентов;

-оптимизировать процесс согласования документов;

-Контролировать прохождение документов по маршрутам (от создания (получения) до исполнения).

Напоследок небольшой сравнительный анализ результатов создания транспортно-экспедиторского бизнеса: