логистика производственных предприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ К САЙТУ  "бИЗНЕС консультант"  09 марта 2021г

хронология публикаций

  • Январь 21, 2021

    Технологи интерим-менеджмента и процессного консалтинга. 

  • Март 09, 2021

    Логистика производственных предприятий как один из важнейших факторов повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности.

 Логистика производственных предприятий как один из важнейших факторов повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности

Последствия пандемии , не замедлили сказаться на рынке отечественных товаропроизводителей. Многие малые Российские производственные предприятия, воспользовавшись «вакуумом» товаров на полках «Ашанов», «Пятерочек» и «Метро» ринулись покорять полки федеральных и региональных торговых сетей. Казалось бы возросший спрос на ТНП, имеющиеся свободные производственные мощности должны благоприятно сказаться на развитии бизнеса и росте доходов отечественных товаропроизводителей, но как оказалось не все так просто. На пути возможного увеличения товаропотока очень часто образуется «бутылочное горлышко» под названием логистика .

В рамках данной статьи под термином «ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» понимается - совокупность всех звеньев произ-водственного процесса с позиций единой материалопроизвод-ственной цепи.

На сегодняшний день не смотря на различные форсмажеры, санкции и прочие обстоятельства, так или иначе влияющие развитие национального рынка , наблюдается устойчивая тенденция формирования рынка покупателя, характеризующигося избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по экономически обоснованным ценам. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависит не только и не столько от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. К сожалению по имеющейся практике далеко не все российские производственные предприятия малого и среднего бизнеса на современном этапе готовы пересмотреть существующие системы управления логистическими цепочками, продолжая ориентироваться на сложившиеся и устоявшиеся процессы внутри компании, а не на требования, которые диктует рынок. Значительный объем средств, который вкладывается в ресурсы предприятий, на стадии закупок сырья и материалов , и товаров на стадии сбыта, придает проблеме управления ими первостепенную важность.

Традиционные показатели, такие как объем запасов, оборачиваемость ресурсов, бесперебойность снабжения, не могут однозначно определить степень эффективности системы управления на предприятии, поскольку являются только частью общего критерия - минимизации затрат. Сложившаяся в связи с этим на многих предприятиях ситуация диктует необходимость поиска новых методов по построению системы логистики как одного из важнейших факторов повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности предприятия.

Одним из возможных путей решения этой проблемы для российских предприятий может стать использование достижений лучших современных практик современного менеджмента, обеспечение рационального сочетания отечественного и зарубежного опыта в организации, планировании и управлении на основе методов логистики и использовании современных информационных систем и систем управления и планирования деятельности предприятия.

Достаточно частое явление когда собственники бизнеса, начитавшись рекламного контента и под впечатлением различных вебинаров и выставок , где соответствующие компании рекламируют свои технологические разработки и обещают «легкую жизнь», окрыленные новыми идеями начинаю в компании преобразования и внедрение новых технологий не до конца осознавая то что , коробочная версия ERP , без адаптации под конкретные задачи компании не даст ожидаемого экономического эффекта а ляжет мертвым грузом на затраты, супер современные WMS и TMS в лучшем случае окажутся очередными учетными системами , мало чем отличающиеся от популярной 1C без соответствующего изменения и адаптации процессов компании из AS IS в TO BE.

Чтобы избежать подобных ситуаций пред началом любых преобразований логистичесой системы предприятия, для достижения положительного эффекта необходимо решить хотя бы следующие три задачи:

-дать общую и организационную оценку предприятия;

-произвести анализ логистической системы предприятия;

-определить и сформулировать основные направления совершенствования и эффективности логистики на предприятии.

По имеющийся у нас практики эффективность функционирования предприятия, использующего «правильную» логистику достигается в основном за счет:

-резкого снижения себестоимости товара;

-повышения надежности и качества поставок.

Организация и взаимодействие отдельных звеньев логистической цепи должно осуществляться на качественном техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом уровне интеграции. При таком подходе сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Вот почему очень важно сосредоточить управление логистикой ( закупками, ВЭД, транспортировкой управления складами как сырья так и СГП распределением ) , в рамках одной ключевой должности, а не дробить этот функционал, как это сделано в большинстве производственных и дистрибуторских компаниях.

Считается что логистическая система компании работает идеально если с ее помощью достигается следующая цель:

-нужный товар;

-необходимого качества;

-в необходимом количестве доставлен;

-в нужное время;

-в нужное место;

-с минимальными затратами.




К сожалению из имеющейся у нас практики многим компаниям не удается достигнуть сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю, минимизировать страховые запасы сырья и товарные запасы, или вообще ряде случаев отказаться от их использования, сократить время доставки товаров, ускорить процесс получения информации, повысить уровень сервиса. Причина такой ситуации очень часто кроется в нежелании собственников и ТОП -менеджмента компании прислушаться к мнению специалистов, которых они привлекают . Очень часто наемный менеджер вынужден попросту « лечь» под сложившуюся систему и заниматься « эффективным» поддержанием тех « кривых» бизнес -процессов , которые сложились в компании, дабы сохранить свое рабочее место.

Отличное решение данной ситуации – это привлечение интерим - менеджера (команды интерим- менеджеров) которые достаточно быстро настроят эффективную логистику в вашей компании, поскольку не подвержены внутреннему корпоративному иерархическому давлению и несут полную ответственность за результат свое работы.
Для достижения положительного результата нельзя рассматривать и корректировать процессы в каждом отдельном звене логистической цепи это необходимо делать в комплексе как минимум в пяти основных функциональных областях логистики:
1.закупочной логистике , решаеющей вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Необходимо обратить особое внимание на процедуру и методику проведения анализа среди поставщиков, заключаемым договорам, которые должны в обязательном порядке содержать элементы логистического протокола и обязательно контролировать его исполнение.
Разработать и внедрить для обязательного использования механизм воздействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимать оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функционала служб, являющихся потребителями внутреннего продукта подразделения снабжения внутри предприятия.
К сожалению в жизни мы наблюдаем обратную картину. Служба закупок подчиняется ни Директору по логистике а Коммерческому директору, который руководствуется принципом- « покупай сегодня больше пока дешево, завтра подорожает» надеется что продукт произведенный из « дешевого» сырья удастся успешно реализовать в плановые сроки. В свою очередь планы продаж , за очень редким исключением, строятся на основе статистики продаж предыдущих периодов без учета состояния рынка покупателя в данный конкретный момент. Информацию о котором должна своевременно предоставить служба маркетинга. И как результат такого подхода – затоваривание склада сырья, склада СГП, замораживание денег, выбраковка готовой продукции по признаку FIFO и FEFO и этот букет проблем можно продолжить далее.
2.производственной логистики, решающей задачи создания продукта или оказания услуг.
3.распределительной логистики, решающей задачи реализации готовой продукции.
4.транспортной логистики, решающей задачи управления материальным потоком на транспортных участках.
5 информационной логистики, решающей задачи рационализации в организации движения информационных потоков. Недооценивать состояния блока информационной логистики нельзя т.к. он тесно связан со всеми предыдущими функциональными областями логистики. О проблемах которые существуют в выше описанных блоках можно написать отдельную статью, в рамках этой я решил ограничиться просто перечислением, чтобы привлечь внимание к возможным проблемам, существующим в них конкретно в Вашей компании.
Несколько слов о принципах функционирования логистической системы производственной компании.
Логистическая система - это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой .
Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).
Процесс функционирования логистических систем основывается на логистических принципах. К основным принципам относятся:
Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор в наибольшей мере подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).
Но опять же необходимо отметить что это невозможно сделать без решения трех первоочередных задач , о которых я упоминал выше. К сожалению на практике руководители предприятий и топ- менеджмент пренебрегают таким подходом, в погоне за быстрым результатом.
Принцип целостности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала во взаимодействии с внешними контрагентами, а затем уже внутри компании.
К сожалению большинство оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных структурных функциональных подразделений компании, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом, это возможно только тогда, когда заданную целевую функцию реализуют все подразделения компании, а ее отдельный департамент.
Принцип системности. Это принцип предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных отдельных ее бизнес- процессов , реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах.
Принцип иерархии. Иерархия - это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Совершенно недопустимо , когда один из элементов логистической цепи , по каким то исключительно своим соображениям принимает решения изменить порядок проведения той или иной логистичекой операции внутри своего подразделения. Очень часто источником таких проблем становятся подразделения складской логистики.
Принцип интеграции. Интеграция означает объединение всех звеньев логистической цепи в единое целое под единым управлением, о чем было сказано выше.
В заключении хочу отметить, что одним из направлений деятельности проекта «Бизнес- консультант» является создание логистических систем компаний различных отраслей и различного масштаба, начиная от организационного проектирования, реинжиниринга, корректной настрой всех необходимых бизнес -процессов и заканчивая внедрением информационных систем класса ERP, WMS, TMS . По любому интересующему вас вопросу вы можете обратиться в любой удобной для Вас форме. 

Наши эксперты с удовольствием ответят на все интересующие вас вопросы, а наша профессиональная команда интерим- менеджеров реализует ваш проект в максимально возможно короткие сроки.

Тел. +7(495)241-05-53; +7(903)664-20-42 ; WhatsApp +7(995)313-55-90

E_Mail: consulting@e-dmitriev.ru




Евгений Дмитриев © 2011-2012. Все Права Защищены.

Support: evgeniy@e-dmitriev.ru